Крестовина карданного вала, хотя и производит впечатление относительно простой деталью, отвечает за чрезвычайно важную передачу крутящего момента привода. Каковы симптомы его повреждения и можно ли произвести ремонт самостоятельно?
Крестовина карданного вала: основные понятия
Крестовина — это часть конструкции приводного вала, один из наиболее нагруженных элементов передачи привода в автомобиле. Роль вала в транспортном средстве, очень проста — он передает привод от двигателя на ведущую ось, что позволяет приводить колеса в движение. Приводной вал с его компонентами выполняет тяжелую и ответственную работу, однако водители и даже механики часто забывают о нем.
Одиночный приводной вал состоит из шарнира, корпуса, шлицевого соединения и фланца. Крестовины карданного вала, напротив, расположены в карданном шарнире (также известном как карданный шарнир) и закреплены в вилках с игольчатыми подшипниками, обеспечивающими свободный ход.
Крестовины карданного вала обычно не требуют обслуживания. Их долговечность составляет несколько сотен тысяч километров, а в случае износа рекомендуется замена всего механизма, либо произвести ремонт кардана тут . Восстановление будет выгодно только в случае очень необычного креста, который сложно получить в данном варианте и размере. Для поддержания стабильной работы крестовину необходимо смазывать каждые 10 тысяч километров.
Функции крестовины карданного вала
Карданный вал представляет собой длинную трубу, идущую снизу автомобиля, которая вращается и передает крутящий момент, создаваемый двигателем, на колеса. Чтобы машина могла свободно перемещаться по разным типам поверхностей, вал делится на несколько частей. Крестовина карданного вала представляет собой асинхронные шарниры, которые периодически изменяют частоту вращения принимающего вала, соединенного с передающим валом, дважды за каждый оборот вала.
Именно благодаря крестовинам кардана приводной вал может изгибаться, что предотвращает его поломку или повреждение. Благодаря крестовине ведущего вала вращательное движение передается между элементами вала, работающими под разными углами. Это обеспечивает постоянное соединение жестко установленной коробки передач с задней осью, независимо от положения подвески и работы колес. Это важно при движении по неровным дорогам практически на любом автомобиле и особенно важно для внедорожников, которые преодолевают действительно большие ямы и холмы. Для этого типа автомобилей часто используют две крестовины в одном стыке.
Признаки повреждений
Прежде всего, стоит отметить, что серьезные отказы карданных шарниров даже в сильно эксплуатируемых внедорожниках встречаются относительно редко. Крестовина карданного вала изнашивается, как и любая деталь в автомобиле. Однако если проблема все же возникла, лучше ее быстро устранить. Незначительные отказы могут быть вызваны износом игольчатых подшипников, снижением эффективности смазки или прогрессирующей коррозией.
Когда нужно менять крестовину карданного вала
Чаще всего первым сигналом для водителя, будут неприятные звуки, исходящие из-под пола автомобиля. Стук обычно слышен при сильном нажатии на педаль газа и последующем ее резко отпускании.
Чтобы однозначно подтвердить необходимость замены крестовины, достаточно просто приподнять машину в мастерской на домкрате и, имея доступ к шасси, сдвинуть одну часть вала. Это позволит быстро и точно определить место возникновения люфта, который, если он будет слишком большим, подтвердит необходимость замены крестовины приводного вала.
Каков существует риск своевременного не устранения неисправности? Высокий износ крестовины может вызвать вибрацию при движении с постоянной скоростью. В крайних случаях, когда на вал действует очень большая сила, крестовина может сломаться. Это приведет к отключению приводов и остановит движение автомобиля. События подобного типа случаются редко. С ними могут столкнуться только водители внедорожников, которые преодолевают большие неровности — при такой езде вал работает на слишком большой угол, что способствует повреждению крестовин.
Замена D-кросса
Установку крестовины карданного вала необходимо доверить специализированной службе. Для этого существует несколько причин, в том числе необходимость балансировки вала после замены крестовины, что требует наличия специального оборудования. Кроме того, в процессе замены крестовины ведущего вала необходимо следить за правильной установкой уплотнений. Скорее всего, также потребуется подобрать стопорные кольца, так как входящие в ремкомплект кольца могут иметь неправильную толщину — об этом обязательно стоит помнить при подготовке к замене деталей.
Независимо от того, будете ли вы заменять крестовины карданного вала самостоятельно или поручите ремонт специалистам в мастерской, нужно помнить одну важную вещь. Большинство моделей автомобилей оснащаются крестовинами со смазочными ниппелями (так называемые каламитки). Именно они обеспечивает смазку и правильную работу деталей. По крайней мере, один раз в год обязательно доливайте уровень смазки, чтобы крестовина продолжала исправно функционировать.